Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в мини-группах — на данный момент основной формат моей работы. Индивидуальных занятий я не провожу. В мини-группе на моих занятиях, как правило, 4-5 человек. Для каждой группы я создаю свой чат в контакте, где мы можем оперативно решать все организационные моменты: уточнить, что задано на дом, предупредить об опоздании, скинуть спорное задание из школьного пробника, а также поздравить друг друга с днем рождения, пожелать удачи на экзамене, обменяться смешными картинками.
Ученик и их родители обычно положительно относятся к урокам в небольших группах, однако иногда все же присутствует определенный скепсис.
Давайте развеивать мифы!
Миф 1: Индивидуальные занятия эффективнее, потому что преподаватель все время уделяет одному ученику. А в мини-группе нет возможности уделить время каждому.
На протяжении последних 9 лет я преподавала как репетитор и индивидуально, и в мини-группах, и могу сравнить. Если смотреть на результаты ЕГЭ, то эффективность индивидуальных занятий и занятий в мини-группе не отличается. Что касается времени, уделяемому ученику: действительно, во время индивидуального занятия все время преподавателя принадлежит одному ученику. А всегда ли ученик в настроении воспринимать преподавателя? И, чего уж греха таить, всегда преподаватель готов усиленно «заинтересовывать» ученика, которому почему-то сегодня ничего не интересно? Так что номинально — да, все время урока принадлежит одному ученику, просто на практике это не всегда бывает продуктивным. В мини-группах с рабочей атмосферой всегда как-то проще: мы знаем, что мы собрались здесь готовиться к ЕГЭ по обществознанию, даже если кто-то вчера допоздна репетировал последний звонок, кто-то откровенно не выспался, а на улице темно и холодно. Общий фон на уроке всегда более живой, а потому более располагающий к учебе. 4-5 человек — это не школьный класс, так что контакт преподаватель поддерживает с каждым.
Миф 2. У всех разный уровень и разные «пробелы» в знаниях, поэтому в мини-группе «сильным» будет скучно, а «слабым» будет сложно.
Я не делю группы по уровню. Я пробовала, но это гиблое дело. Иногда ученик, продемонстрировавший в начале года весьма низкий уровень знаний и заявивший скромные цели, быстро все схватывает и сдает на 90+. И наоборот тоже бывает: например, иногда в течение года меняются приоритеты, и ЕГЭ по обществознанию становится «запасным» предметом, тогда у ученика снижается мотивация, он больше внимания уделяет другим предметам. Важнее не начальный уровень, а то, как человек будет работать в течение года. Этого я не могу угадать, поэтому и не делю по уровням. В подготовке к ЕГЭ по обществознанию нет такой проблемы, как в математике или английском: если не понял предыдущий материал, не поймешь последующий. В обществознании теоретического материала очень много, и осваивать его можно почти с любой темы и с любого конца. Знакомство школьников с предметом обычно очень поверхностно, а знания фрагментарны. Почти у всех. Потому что почти никто не учит обществознание в школе. У нас нет каких-то супер-сложных тем, которые понимают только самые умные, у нас просто очень много материала, который надо знать очень хорошо. Поэтому в своем курсе я рассказываю всем и всё, не рассчитывая на знания, полученные в школе. А потом мы еще всё это много раз повторяем и тренируемся на заданиях. Если повезло с начальной подготовкой, просто будет немного легче.
Миф 3. В группе ученики будут стесняться задавать вопросы, поэтому хуже разберутся в предмете.
А вот и наоборот. В индивидуальных занятий единственный человек, который есть рядом — это преподаватель, который все уже объяснил много раз, и вот ему неудобно сказать, что не понял. Даже если преподаватель спрашивает, все ли понятно. А в мини-группе рядом с тобой — такие же ребята, как и ты, которые также могут тупить, также могут не расслышать или забыть что-то. Что касается стеснительности, почти все поначалу стесняются и чувствуют себя непривычно в новом месте с новыми людьми. Но это быстро проходит.
Работа в небольшой группе — это комфортно и продуктивно. Иногда даже весело. Но кое-кому я бы все же рекомендовала индивидуальные занятия с репетитором (уже не со мной). Во-первых, тем ребятам, которым очень тяжело учиться или совсем нет времени на учебу (например, профессиональным спортсменам, у которых спорт занимает большую часть жизни). Часто в таких случаях нужно просто перейти порог — набрать больше 42 баллов. Во-вторых, тем ученикам, которые не могут по каким-то причинам регулярно посещать занятия — постоянно болеют или уезжают. В этом случае — вам не ко мне. Во всех остальных — велкам!