Как не ошибиться с выбором репетитора?

Время от времени ко мне приходят ученики, которые ранее готовились к ЕГЭ по обществознанию на курсах или занимались с другими преподавателями. Кроме того, я знакома со многими своими коллегами, и не у всех из них методика преподавания совпадает с моей. Надо отличать некомпетентность репетитора, его неосведомленность об экзамене от особенностей методики преподавания. Как понять, что репетитор по обществознанию некомпетентен?

1. Преподаватель не собирается проходить всю программу ЕГЭ по обществознанию.

Возможно, он вообще не знаком с ней. Официальная программа курса «Обществознание» представлена на сайте ФИПИ в контрольно-измерительных материалах (КИМах), точнее — в документе, который называется «Кодификатор». Программа включает в себя 5 блоков-разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Если преподаватель полгода проходит с учениками один блок, пропуская и отодвигая на конец года другие блоки, это плохой преподаватель, бегите от него.

Из практики. Вопиющий случай мне рассказала ученица Вероника, которая пришла на мои занятия в апреле-мае 2017 года с неких курсов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Она посещала их в течение всего 11 класса. На этих курсах большую часть года проходили раздел «Человек и общество» и «Социальные отношения». Тем не менее, даже эти 2 раздела за весь год они не прошли полностью. Когда до ЕГЭ оставалось 2 месяца и учащиеся стали проявлять беспокойство, преподаватель успокаивала их и говорила, что все нормально и они успеют пройти «Экономику» и «Право» до ЕГЭ. Время шло, но ничего не менялось. Весной Вероника, будучи способной и ответственной девушкой, писала пробный ЕГЭ всего на 47 баллов! Неимоверными трудами нам удалось подготовиться за 2 месяца, и на ЕГЭ Вероника получила 71 балл.

Конечно, и на курсах возможна качественная подготовка. В то же время даже на «хороших» и «проверенных» курсах, как и в школе, все будет зависеть от заинтересованности конкретного преподавателя.

2. Преподаватель дает много лишней информации, не нужной для сдачи ЕГЭ по обществознанию.

Если преподаватель увлекается «повышением уровня эрудиции», «расширением кругозора», усиленно учить «мыслить нестандартно», то стоит к нему присмотреться повнимательнее и разобраться, что за этим скрывается.

Из практики. Случай, рассказанный мамой ученицы: при встрече предыдущий репетитор настаивал на том, что невозможно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию без знакомства с историей философии. Именно историю философии репетитор хочет преподавать школьникам, а на вопросы о том, будут ли они с учениками проходить другие темы, отвечает неопределенно. Не стоит заниматься с таким преподавателем, он не готовит к ЕГЭ, вы будете платить деньги за те знания, которые не нужны для подготовки к экзамену.

История философии нужна для подготовки к внутреннему экзамену в МГУ и олимпиадам по обществознанию. Это здорово и полезно, но если ваш репетитор, перед которым стоит четкая задача — подготовить к ЕГЭ, начинает рассказывать об идеальном государстве Платона минут на 40, это как минимум повод задуматься.

3. Преподаватель отсылает читать учебники по обществознанию, ничего не объясняя.

Со своими учениками я не работаю по учебникам и не задаю на дом читать параграфы. Я работаю по своим материалам, составленным на основе многих проверенных и зарекомендовавших себя пособий. Мне нравится, когда на занятиях мы имеем четкую структуру теоретического материала, без лишней воды, без нагромождений умных слов, за которыми теряется суть. Это мой метод работы. Некоторые репетиторы, среди которых есть очень хорошие специалисты, работают в жанре «комментирования Баранова» (Справочник Баранова — самое популярное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию). Мне такой подход не близок. Тем не менее, правильно построенная работа с учебником со знающим наставником рядом тоже может привести к высокому результату.

Однако если репетитор задает что-то читать по учебнику, не вникая сам в то, что в этом учебнике написано, не зная, насколько это нужно для ЕГЭ, не анализируя, насколько хорошо дана эта информация и что из этого действительно пригодиться на экзамене, а что можно просто пропустить и не тратить время, то скорее всего он не очень заинтересован в качественной подготовке.

Из практики: предыдущий репетитор моей ученицы Насти задавала на дом читать вузовский (!!!) учебник по праву. Серьезно, там было около 1000 страниц, и 80% информации абсолютно бесполезной для сдачи ЕГЭ по обществознанию.

4. Отсутствие домашних заданий либо их нерелевантность тому материалу, который репетитор проходит с учениками.

Проверка домашнего задания — внеурочная и номинально не оплачиваемая нагрузка репетитора, мало кто хочет тратить свое личное время на проверку тетрадей. Но без домашних заданий невозможно подготовиться на высокий балл. Если репетитор не осуществляет контроль за усвоением материала учащимися, не проводит устных опросов по теме, не отрабатывает задания в формате ЕГЭ, то эффективность такой работы снижается.

Если преподаватель — прекрасный лектор, интересный рассказчик, просто харизматичная личность и просто симпатичный человек — еще не гарантия того, что подготовка к экзамену с ним будет качественной.

Отсутствие или недостаточная проработка домашнего задания — также существенный изъян занятий на курсах при вузах.