Вопросы о мини-сочинении (ЕГЭ 2019)

Вопрос: В эссе правильнее писать про идею или проблему?

Ответ: Критерии оценивания мини-сочинения (задание 29 ЕГЭ по обществознанию) можно найти в конце демо-версии ЕГЭ этого года. Скачать демо-версию ЕГЭ по обществознанию можно с официального сайта ФИПИ. В критериях мы не найдем термина «проблема», речь идет об «идее» и «тезисе». Говорим ли мы о проблеме, идее или тезисе — не столь уж принципиально, ведь главное — раскрыть смысл высказывания, привлекая теорию из курса обществознания. Однако термин «проблема» таит в себе опасность. Проблема — это некоторая противоречивая ситуация, требующая решения. Не всегда в цитате, выбранной абитуриентом, можно найти явно проблематическое содержание. В большинстве случае «проблема» высасывается из пальца. Кроме того, «формулировка проблемы» часто сводится к указанию одной из тем курса обществознанию («проблема социализации», «проблема предпринимательства»), навешиванию ярлыков В таком случае абитуриент рискует вовсе проигнорировать содержание и смысл цитаты. А если смысл высказывания не раскрыт, то за все мини-сочинение ставится 0 баллов.

Вопрос: Учитель говорит, что мое мнение обязательно указывать во втором абзаце. Так ли это?

Ответ: Такого требования нет. Во-первых, критерии оценивания мини-сочинения не задают вам какой-то конкретной нарезки на абзацы. Абзацы можете выделять по собственному желанию, руководствуясь общей логикой текста. Во-вторых, изложение собственной позиции не является необходимой вовсе (хотя и не запрещается).